Избранное сообщение

вторник, 10 января 2017 г.

Порывы души или хлеб насущный: как заработать себе на пропитание?


Дорогие читатели, хотим представить для вас известный отрывок из произведения Дмитрия Ивановича Писарева "Школа и жизнь". Пусть монолог Робеспьера немного эксцентричен, но все же он содержит то рациональное зерно, которое не потеряло своей актуальности и через столетие. Отрывок стоит прочтения и потраченного времени....


 "Помните, -- говорит он, - что я требую от вас не таланта; мне нужно ремесло, настоящее ремесло, искусство чисто механическое, в котором руки работают больше головы и которое не ведет к богатству, но при котором можно без него обойтись. 

Я видел, что в семействах, вовсе не подвергавшихся опасности остаться без хлеба, отцы, для предотвращения всяких случайностей, давали своим детям, кроме общего образования, такие сведения, посредством которых можно было бы заработывать себе пропитание. Эти предусмотрительные отцы думают сделать много и не делают ничего, потому что те средства, которыми они рассчитывают обеспечить своих детей, зависят от того самого богатства, выше которого они стараются их поставить. 
Обладатель всех этих прекрасных талантов, попавши в такую обстановку, которая не благоприятствует их проявлению, погибнет от бедности так точно, как будто бы у него не было ни одного таланта. 
Когда дело идет о происках и об интригах, тогда можно, пожалуй, направить их на то, чтобы удержать за собой богатство вместо того, чтобы при их содействии выбиваться потом из бедности к прежнему благосостоянию. 
Если вы занимаетесь искусствами, которых успех зависит от репутации художника, если вы приобретаете себе способность исправлять такие должности, которые получаются только по протекции, -то к чему послужит вам все это, когда, получивши справедливое отвращение к светскому обществу, вы с презрением будете смотреть на те средства, без которых невозможно добиться успеха? 
- Вы изучили политику и интересы государей: это очень хорошо; но что вы будете делать с этими знаниями, если вы не умеете отыскать дороги к министрам, к придворным женщинам, к начальникам департаментов, если вы не обладаете тайной нравиться им, если все не найдут в вас тех качеств, которые для них годятся? 
- Вы архитектор или живописец: согласен; но надо доставить вашему таланту известность. Разве вы думаете, что ваша работа ни с того ни с сего попадет тотчас на публичную выставку? О, нет! дело идет совсем не так. Надо числиться в академии, надо даже пользоваться там протекцией, чтобы добыть себе в каком-нибудь уголке теплое местечко. Отложите в сторону линейку и кисть. Наймите извозчика и отправляйтесь стучаться то в ту, то в другую дверь: знаменитость приобретается именно этим последним средством. Но вы должны знать, что у всех этих могущественных дверей есть швейцары или привратники, которые понимают только мимику и которых уши находятся в руках. 
Хотите вы давать уроки по тем предметам, которые вы изучили, хотите сделаться учителем географии или математики, или языков, или музыки, или рисования?
 Даже и для этого надо найти себе учеников, то есть прежде всего надо завербовать хвалителей. 
Знайте вперед, что главное дело заключается не в искусстве, а в шарлатантстве, и что вы всегда будете считаться невеждою, если будете знать только вашу специальность. 
Посмотрите же, как все эти блестящие подспорья непрочны и как много вспомогательных средств необходимо для того, чтобы извлекать из них пользу. И кроме того, что с вами сделается в этом позорном унижении? Бедствия опошляют вас, ничему вас не научая; сделавшись, более чем когда-либо, игрушкою общественного мнения, каким же образом подниметесь вы выше тех предрассудков, которые будут располагать самовластно вашею участью. 
Каким образом станете вы презирать низость и пороки, в которых вы нуждаетесь как в источнике пропитания? Прежде вы зависели только от богатства, а теперь вы зависите от богатых: вы только ухудшили ваше рабство и обременили его вашею бедностью; вы теперь бедны и при этом все-таки не свободны: это самое скверное из всех возможных человеческих положений. 
Но если в случае нужды вы обращаетесь для добывания насущного хлеба не к тем возвышенным знаниям, которые питают душу, не заботясь о теле, а к вашим собственным рукам и к тому, что вы умеете ими делать, тогда все затруднения исчезают, все происки становятся бесполезными, средство всегда готово в ту минуту, когда надо им пользоваться; честность и нравственная самостоятельность перестают быть помехами в жизни: вам нет более надобности подличать и лгать перед вельможами, извиваться и ползать перед мошенниками, угождать всем и каждому, занимать деньги и воровать, что почти равносильно, когда у вас нет ничего за душою; мнение других людей до вас не касается; никому вы не обязаны кланяться; вам незачем льстить дураку, задобривать швейцара, подкупать и превозносить похвалами продажную женщину. 
Пускай мошенники заправляют крупными делами, вам до этого нет дела; это не помешает вам в вашей скромной жизни быть честным человеком и иметь кусок хлеба. 
Вы входите в первую попавшуюся лавку того ремесла, которому вы учились. 
- Хозяин, мне нужна работа. 
- Товарищ, садитесь, работайте. 
Прежде чем наступит час обеда, вы заработаете ваш обед. Если вы трудолюбивы и умеренны, то не пройдет недели, как вы уже обеспечите вашим трудом ваше существование на следующую неделю; и в течение всего этого времени вы будете оставаться свободным, здоровым, трудолюбивым и честным человеком. 
Жить таким образом не значит терять время по пустому".

Д.И. Писарев "Школа и жизнь"

пятница, 6 января 2017 г.


"...Христос родился!  Праздничное дерево увидим!" -  восклицали радостно дети..."


Дорогие наши читатели, друзья, коллеги! От всего сердца поздравляем вас со светлым праздником Рождества Христова!
 Мир вашему дому, покоя светлого в душе и радости в сердце! 


  Хотим напомнить  и подарить вам прекрасное произведение Леонида Андреева "Ангелочек", которое мы рекомендуем использовать в психологической, библиотерапевтической практике, как с подростками, так и со взрослыми. 
И второй наш подарок - для всех, кто ощущает себя неотъемлемой частью церковной жизни  - переработанная нами анкета "Образ настоятеля в сознании людей" (подробное описание - в файле ). 
Дорогие друзья, мы собирали отзывы на данную анкету у священнослужителей, прихожан и всех тех, кого волнует  духовно-нравственное воспитание и развитие,   если вы захотите поделиться своим мнением, своими материалами анкетирования - мы будем очень признательны! 

***

На стене вырезывались уродливые и неподвижные тени двух склонившихся голов: одной большой и лохматой, другой маленькой и круглой. В большой голове происходила странная, мучительная, но в то же время радостная работа. Глаза, не мигая, смотрели на ангелочка, и под этим пристальным взглядом он становился больше и светлее, и крылышки его начинали трепетать бесшумным трепетаньем... И чудилось погибшему человеку, что он услышал жалеющий голос из того чудного мира, где он жил когда-то и откуда был навеки изгнан.  Там чисто, радостно и светло, и все это чистое нашло приют в душе ее, той, которую он любил больше жизни и потерял, сохранив ненужную жизнь. К запаху воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось погибшему человеку, как прикасались к ангелочку ее дорогие пальцы, которые он хотел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста навсегда. Оттого и была так красива эта игрушечка, оттого и было в ней что-то особенное, влекущее к себе, не передаваемое словами. Ангелочек спустился с неба, на котором была его душа, и внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и счастье, и жизнь.
      И рядом с глазами отжившего человека сверкали глаза начинающего жить и ласкали ангелочка. И для них исчезло настоящее и будущее: и вечно печальный и жалкий отец, и грубая, невыносимая мать, и черный мрак обид, жестокостей, унижений и злобствующей тоски. Бесформенны, туманны были мечты Сашки, но тем глубже волновали они его смятенную душу. Все
добро, сияющее над миром, все глубокое горе и надежду тоскующей о Боге души впитал в себя ангелочек, и оттого он горел таким мягким божественным светом, оттого трепетали бесшумным трепетаньем его прозрачные стрекозиные крылышки.
      Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым...
      А ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Лампа, оставленная гореть по настоянию Сашки, наполняла комнату запахом керосина и сквозь закопченное стекло бросала печальный свет на картину медленного разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху керосина присоединился тяжелый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты. Любопытный прусак пробежал, обжигаясь, вокруг бесформенного слитка, взобрался на стрекозиное крылышко и, дернув усиками, побежал дальше.
      В завешенное окно пробивался синеватый свет начинающегося дня..."

Л.Андреев "Ангелочек"

понедельник, 2 января 2017 г.

Дорогие друзья, партнеры, коллеги! Поздравляем Вас с Новым годом!
Желаем Вам исполнения всех желаний, успехов, семейного благополучия, а главное - здоровья!

Мы рады, что Вы с нами и надеемся на дальнейшее творческое продуктивное сотрудничество на благо будущего нашей страны, наших детей, науки, образования!

Небольшой видеоролик от нас - поздравление и итоги нашей с Вами деятельности в уходящем году - посмотрите и улыбнитесь! Будьте счастливы!
https://youtu.be/5hI9COUEIFY

воскресенье, 25 декабря 2016 г.

            Психокоррекционная  и психопрофилактическая работа с подростками 


"Любимый  текст для психокоррекционной и методической работы, также использую и в своих книгах" (Е.В. Федосенко ).

— А-ах! — вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки и остановились там, непривычные к свету. Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости. Казалось, что когда нежные крылышки ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное, такое светлое, какого никогда еще не происходило на печальной, грешной и страдающей земле.
— А-ах! — пронесся тот же замирающий стон, когда крылышки ангелочка коснулись Сашки. И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка, — и радостно улыбнулась седая, важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.
Но в следующую минуту картина резко изменилась. Съежившись, как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка.
— Я домой пойду, — глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. — К отцу.
                                   (Л. Андреев, "Ангелочек")

пятница, 18 ноября 2016 г.

Самореализация или Жизнь как вечное созидание
По свидетельству самого Маслоу, толчком, приведшим его к исследованию самоактуализирующихся личностей, послужили его учителя — Рут Бенедикт и Макс Они резко отличались от подавляющего большинства людей, казались «больше, чем просто людьми». Поворотным стал тот момент, когда Маслоу обнаружил ряд характерных черт, присущих им обоим. 
Вертхаймер.
«Я был потрясен, — пишет он.— Я попытался найти где либо еще это сочетание, и я находил его, то в одном, то в другом человеке». Так складывалось представление о существовании особого типа людей — самоактуализирующихся личностей. По прикидкам А. Маслоу, они составляют ничтожное меньшинство (около 1%) населения и представляют собой образец психологически здоровых (зрелых, развивающихся) и максимально выражающих человеческую сущность людей. Они разительно отличаются от большинства. «Прав был тот биолог, — писал Маслоу, — который заявил, что он обнаружил недостающее эволюционное звено между человекообразными обезьянами и цивилизованным человеком: это мы!» 
Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей, в результате которого были выделены 15 основных присущих им особенностей. Кроме того, Маслоу опубликовал специальные исследования любви и креативности у самоактуализирующихся людей [Леонтьев, 1975]. 
«Создается впечатление, — пишет А. Маслоу, — как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по- разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, — но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может стать». Однако и эта теория, как мы уже отмечали выше, вызвала волну критики.
 Так, Д. А. Леонтьев в своей статье «Развитие идеи самоактуализации в работах Маслоу» отмечает, что первым объектом критики стало само исследование самоактуализирующихся людей, осуществленное А. Маслоу. По мнению многих, это исследование не отвечало критериям научности, в частности критерию повторяемости, и поэтому его нельзя назвать иначе как спекулятивным. 
Особенно резкую критику вызвала субъективность критериев выбора самоактуализирующихся людей. Д. Мак Клелланд, Ш. Бюлер, М. Б. Смит указывают на то, что эти критерии не могут не находиться в прямой связи с системой ценностей самого автора исследования или по меньшей мере культуры, к которой он принадлежит. 
Особую критику вызывало само понятие «самоактуализация». 
Во первых, многие ученые отмечают его эгоцентричность. Последователь А. Адлера X. Ансбахер утверждает, что истинная самоактуализация должна включать в свое определение содействие самоактуализации других. 
Во-вторых, отмечался такой уязвимый аспект теории самоактуализации, как рассмотрение самоактуализации как единственной конечной цели (за исключением уровня Бытия). Самоактуализация, — пишет В. Франкл, — подобно могуществу и наслаждению, относится к классу тех вещей, которые могут быть достигнуты лишь в качестве побочного эффекта и уплывают от нас в той мере, в какой мы делаем их объектом прямой направленности… Самоактуализация происходит спонтанно, она нарушается, когда ее превращают в конечную цель. Конечной же целью, по Франклу, выступает реализация смысла, который, будучи надличностным, имеет при этом посюстороннюю природу. 
Третьим уязвимым аспектом концепций самоактуализации является отождествление позитивного развития человека с максимальным развитием заложенных в него потенций. Как указывает М. Б. Смит, пороки и зло точно так же входят в число человеческих потенций, как и добродетель, специализация — точно так же, как всестороннее развитие. Этику нельзя привязать к биологии, как это пытался сделать Маслоу [Smith, 1974]. 
В. Франкл, также критикуя эту доктрину, названную им «потенциализмом», приводит в качестве примера Сократа, который считал, что он имел все задатки для того, чтобы стать талантливым преступником. Хорошо или плохо, что он не реализовал эти потенции? Франкл говорит о необходимости постоянного принятия решений о том, какие из возможностей, потенций заслуживают реализации, о бремени выбора, лежащем на человеке по этой причине, о примате должного (Gesollte) над возможным (Gekonnte). «Всесторонняя самоактуализация не является ни возможной, ни желательной, — замечает в этой же связи еще один автор.— Некоторые из потенций всегда приносятся в жертву, когда человек выбирает определенный путь в жизни… В процессе своей жизни человеку приходится отказываться от многих возможностей, которые несовместимы с его актуальным образом жизни» [Леонтьев, 1975]. 

Подобная критика теорий самоактуализации не потеряла своей актуальности и сегодня. Мы также постоянно сталкиваемся с подобными замечания со стороны коллег при представлении результатов наших исследований профессиональной самореализации человека. Поэтому считаем необходимым сделать акцент на приведенном выше замечании Франкла о возможной самореализации Сократа, а также эгоцентричности самореализации. Нам также не раз приходилось слышать критику в адрес наших научных положений. Оппоненты приводили в пример самореализацию известных преступников и утверждали, что это тоже можно считать самореализацией человека, но направленной против социума. Подобные замечания заставили нас сделать акцент на созидательном аспекте самореализации и ввести определение «продуктивная» для описания самореализации человека. «Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Жизнь — это и есть вечное созидание», писал Д. С. Лихачев [2006, с. 26]. 
Неоднозначность и сложность исследуемого феномена заставляет нас искать твердую научную платформу объективных методов исследования самореализации человека в профессии. В связи с этим первым делом мы уделяем особое внимание определению базовых понятий «в науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления — термин», писал Д. С. Лихачев [2006, с. 86]. Существует множество понятий, сходных с рассматриваемым нами: саморазвитие, самоопределение, самосовершенствование, самоактуализация. В работах многих авторов их можно встретить как синонимичные. Однако мы предполагаем, что все эти понятия не равнозначны..."

Из монографии Психология самореализации профессионала / Под науч. ред. Е. В. Федосенко — СПб. : Речь, 2011. — 157 с. — (Международные научно-практические семинары Института педагогического образования РАО).

вторник, 15 ноября 2016 г.

Одной из важнейших черт профессионала как раз и является способность творить, производить продукт, невзирая на мнение общественности..."

СМЫСЛ ЖИЗНИ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИИ

"Смысл жизни, в отличие от жизненных перспектив, — это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка ее прожитой жизни (иногда как бессмысленной) и ее настоящего по основному критерию подлинности жизни — адекватности способа самовыражения самой личности. 
Иногда соотношение внутренних и внешних детерминант (и соответствующих мотивов) складывается в пользу «надо» за счет «хочу», личность превращает свою жизнь в выполнение далекого от ее желаний и целей долга, необходимости. Тогда ее способности и ее энергия реализуются в полсилы, она живет не своей жизнью, а потому не переживает удовлетворенности жизнью, которая и питает жизненный смысл. Потеря смысла — это потеря субъектной позиции в жизни (Абульханова- Славская, 2002]. 
Это может повлечь за собой для человека потерю и профессиональной идентичности, соскальзывание на «кривую» профессионального маргинализма. Так, по результатам наших исследований, больше 30% опрошенных нами педагогов (школ, профессиональных лицеев, гимназий Санкт- Петербурга) не видят смысла в своей профессии: они сделали свой профессиональный выбор случайно или же профессия потеряла для них смысл в течение последних лет. Некоторые респонденты признались в том, что никогда не любили детей. Безусловно, опрос носил анонимный характер. Чаще всего подобные профессиональные настроения вырисовывались на общем фоне неудовлетворенностью жизнью [Федосенко, 2010]. 
Субъект жизненного пути, напротив, вырабатывает жизненную стратегию и именно в этом его важнейшая функция. Стратегия жизни в самом общем определении (Абульханова- Славская) — это способ жизни, который соответствует типу личности, ее индивидуальности. Стратегия — приведение личностью как субъектом в соответствие своей жизни своему типу. Стратегия предполагает наличие обратной связи между тем, чего личность достигла, и ее последующими притязаниями, целями и т. д. Эти связи пронизаны жизненным смыслом и придают личности уверенность (через удовлетворенность- неудовлетворенность жизнью, деятельностью и т. д.) и чувство подлинности жизни. 
Отсутствие стратегии — тактика жизни — преобладание внешней необходимости, уступка личностью своих внутренних индивидуальных целей и задач требованиям времени, обстоятельств. 
Стратегия — это оптимальная организация жизни, регуляция ее хода и осуществление избранного направления. Стратегия жизни предполагает наличие ответственности за свой способ жизни. 
Ответственность определяется Рубинштейном как ответственность за все «содеянное и упущенное». Ответственность — гарантированное своими силами достижение цели, решение задачи, сохранение верности себе при встрече с непредвиденными трудностями, препятствиями. 
Вырабатывая стратегию жизни, одни преимущественно опираются на социально- психологические тенденции, на окружающих людей, используют социальные ситуации; другие же — на внутренние возможности, свои силы и самостоятельно поддерживают определяющую линию жизни, третьи оптимально их объединяют, четвертые постоянно решают противоречия между ними [Абульханова Славская, 2002]. 
Субъектная позиция профессионала, имеющего четкую стратегию жизни, позволяет ему реализовать свой потенциал.   Рассматривая проблему самореализации профессионала, необходимо уточнить, что существуют разные точки зрения на понятие «профессиональная самореализация». 
  Так, Е. П. Ермолаева считает, что художник профессионально самореализуется в «ходе всего творческого процесса по созданию картины. Судьей и критиком выступает он сам, а критерием его самореализации является его собственное мнение о качестве и степени готовности картины. А его удовлетворенность- неудовлетворенность полученным результатом служит психологическим индикатором уровня его самореализации как художника». Однако ученый задается вопросом: «…является ли все это мерилом его реализации как профессионала? Очевидно, нет. Как художник профессионал он реализуется лишь после того, как продаст свою картину, либо когда получит на нее положительные (либо, наоборот, разгромные) отзывы специалистов и общественности, то есть когда выполнит социальную функцию своей профессии — быть замеченным как художник» [Ермолаева, 2008, с. 24]. 
В этом и есть, по мнению ученого, главное отличие профессиональной самореализации от социальной реализации профессионала. Мы не можем не согласиться с данной точкой зрения. Однако несколько шире трактуем понятие профессиональной самореализации. Профессиональная самореализация, самореализация профессионала изначально несет в себе созидательный аспект деятельности, направленный на преобразование окружающего мира, социума. Социум же не всегда (история знает бесчисленное количество примеров) может дать адекватную оценку творческому продукту профессионала. Одной из важнейших черт профессионала как раз и является способность творить, производить продукт, невзирая на мнение общественности...".

Из монографии Психология самореализации профессионала / Под науч. ред. Е. В. Федосенко — СПб. : Речь, 2011. — 157 с. — (Международные научно-практические семинары Института педагогического образования РАО).

пятница, 11 ноября 2016 г.

                                         
 Пять "правил" выбора профессии

Сопровождение профессионального самоопределения подростка

"Сопровождение профессионального самоопределения станет эффективным только в том случае, если будут соблюдаться следующие тезисы.

1. Сопровождение профессионального самоопределения напрямую взаимосвязано с развитием личности. Только развитая, многогранная личность способна адекватно
воспринимать информацию о профессии и впоследствии сделать свой выбор. Развитие личности подростка, а также ее коррекция (при необходимости) может проводиться в четырех направлениях.

2. Сама по себе профориентационная деятельность как таковая неэффективна. На первый взгляд, это достаточно спорный тезис. Однако нам представляется, что заниматься профориентационной работой в ее классическом понимании (тестирование, профпробы, экскурсии и т.п.) в отрыве от сопровождения развития личности подростка не только непродуктивно, но и вредно.

3. Сопровождение профессионального самоопределения напрямую связано с развитием

познавательных психических процессов подростка.
Это положение, наверняка, ни у кого не вызовет сомнений. Развитие воображения, памяти, внимания, мышления поможет подростку не только правильно определиться с выбором профессии, но преуспеть в ней в дальнейшем.

4. Центральный вектор сопровождения профессионального самоопределения не выбор профессии как таковой, а познание себя.

Самопознание и развитие самосознания  — это важнейшая задача, которая стоит перед подростком и в которой значительная помощь должна исходить от нас, взрослых. Только адекватно осознавая и познавая себя, будущий специалист может сделать верный профессиональный выбор. Вопрос самосознания подростка необычайно важен в его профессиональном самоопределении, в связи с этим мы подробно остановимся на нем в следующей главе.

5. Выбирать можно только тогда, когда есть выбор.
Нередко профориентационные мероприятия сводятся к ознакомлению ребят с традиционной классификацией профессий («человек — техника», «человек — знаковая система», «чело-век — человек», «человек - художественный образ») и деятельностью только таких специалистов, как повар, парикмахер, сварщик, швея, учитель и т.п. Это ограничивает профессиональный выбор подростка, не дает ему возможность сориентироваться в широком спектре современных специальностей".

Подробности - Федосенко Е. В.  Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот подросткового возраста: методическое пособие. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. —  151 с. 
ISBN 978-5-9971-0023-0