Избранное сообщение

вторник, 15 ноября 2016 г.

Одной из важнейших черт профессионала как раз и является способность творить, производить продукт, невзирая на мнение общественности..."

СМЫСЛ ЖИЗНИ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИИ

"Смысл жизни, в отличие от жизненных перспектив, — это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка ее прожитой жизни (иногда как бессмысленной) и ее настоящего по основному критерию подлинности жизни — адекватности способа самовыражения самой личности. 
Иногда соотношение внутренних и внешних детерминант (и соответствующих мотивов) складывается в пользу «надо» за счет «хочу», личность превращает свою жизнь в выполнение далекого от ее желаний и целей долга, необходимости. Тогда ее способности и ее энергия реализуются в полсилы, она живет не своей жизнью, а потому не переживает удовлетворенности жизнью, которая и питает жизненный смысл. Потеря смысла — это потеря субъектной позиции в жизни (Абульханова- Славская, 2002]. 
Это может повлечь за собой для человека потерю и профессиональной идентичности, соскальзывание на «кривую» профессионального маргинализма. Так, по результатам наших исследований, больше 30% опрошенных нами педагогов (школ, профессиональных лицеев, гимназий Санкт- Петербурга) не видят смысла в своей профессии: они сделали свой профессиональный выбор случайно или же профессия потеряла для них смысл в течение последних лет. Некоторые респонденты признались в том, что никогда не любили детей. Безусловно, опрос носил анонимный характер. Чаще всего подобные профессиональные настроения вырисовывались на общем фоне неудовлетворенностью жизнью [Федосенко, 2010]. 
Субъект жизненного пути, напротив, вырабатывает жизненную стратегию и именно в этом его важнейшая функция. Стратегия жизни в самом общем определении (Абульханова- Славская) — это способ жизни, который соответствует типу личности, ее индивидуальности. Стратегия — приведение личностью как субъектом в соответствие своей жизни своему типу. Стратегия предполагает наличие обратной связи между тем, чего личность достигла, и ее последующими притязаниями, целями и т. д. Эти связи пронизаны жизненным смыслом и придают личности уверенность (через удовлетворенность- неудовлетворенность жизнью, деятельностью и т. д.) и чувство подлинности жизни. 
Отсутствие стратегии — тактика жизни — преобладание внешней необходимости, уступка личностью своих внутренних индивидуальных целей и задач требованиям времени, обстоятельств. 
Стратегия — это оптимальная организация жизни, регуляция ее хода и осуществление избранного направления. Стратегия жизни предполагает наличие ответственности за свой способ жизни. 
Ответственность определяется Рубинштейном как ответственность за все «содеянное и упущенное». Ответственность — гарантированное своими силами достижение цели, решение задачи, сохранение верности себе при встрече с непредвиденными трудностями, препятствиями. 
Вырабатывая стратегию жизни, одни преимущественно опираются на социально- психологические тенденции, на окружающих людей, используют социальные ситуации; другие же — на внутренние возможности, свои силы и самостоятельно поддерживают определяющую линию жизни, третьи оптимально их объединяют, четвертые постоянно решают противоречия между ними [Абульханова Славская, 2002]. 
Субъектная позиция профессионала, имеющего четкую стратегию жизни, позволяет ему реализовать свой потенциал.   Рассматривая проблему самореализации профессионала, необходимо уточнить, что существуют разные точки зрения на понятие «профессиональная самореализация». 
  Так, Е. П. Ермолаева считает, что художник профессионально самореализуется в «ходе всего творческого процесса по созданию картины. Судьей и критиком выступает он сам, а критерием его самореализации является его собственное мнение о качестве и степени готовности картины. А его удовлетворенность- неудовлетворенность полученным результатом служит психологическим индикатором уровня его самореализации как художника». Однако ученый задается вопросом: «…является ли все это мерилом его реализации как профессионала? Очевидно, нет. Как художник профессионал он реализуется лишь после того, как продаст свою картину, либо когда получит на нее положительные (либо, наоборот, разгромные) отзывы специалистов и общественности, то есть когда выполнит социальную функцию своей профессии — быть замеченным как художник» [Ермолаева, 2008, с. 24]. 
В этом и есть, по мнению ученого, главное отличие профессиональной самореализации от социальной реализации профессионала. Мы не можем не согласиться с данной точкой зрения. Однако несколько шире трактуем понятие профессиональной самореализации. Профессиональная самореализация, самореализация профессионала изначально несет в себе созидательный аспект деятельности, направленный на преобразование окружающего мира, социума. Социум же не всегда (история знает бесчисленное количество примеров) может дать адекватную оценку творческому продукту профессионала. Одной из важнейших черт профессионала как раз и является способность творить, производить продукт, невзирая на мнение общественности...".

Из монографии Психология самореализации профессионала / Под науч. ред. Е. В. Федосенко — СПб. : Речь, 2011. — 157 с. — (Международные научно-практические семинары Института педагогического образования РАО).

Комментариев нет:

Отправить комментарий