Избранное сообщение

пятница, 18 ноября 2016 г.

Самореализация или Жизнь как вечное созидание
По свидетельству самого Маслоу, толчком, приведшим его к исследованию самоактуализирующихся личностей, послужили его учителя — Рут Бенедикт и Макс Они резко отличались от подавляющего большинства людей, казались «больше, чем просто людьми». Поворотным стал тот момент, когда Маслоу обнаружил ряд характерных черт, присущих им обоим. 
Вертхаймер.
«Я был потрясен, — пишет он.— Я попытался найти где либо еще это сочетание, и я находил его, то в одном, то в другом человеке». Так складывалось представление о существовании особого типа людей — самоактуализирующихся личностей. По прикидкам А. Маслоу, они составляют ничтожное меньшинство (около 1%) населения и представляют собой образец психологически здоровых (зрелых, развивающихся) и максимально выражающих человеческую сущность людей. Они разительно отличаются от большинства. «Прав был тот биолог, — писал Маслоу, — который заявил, что он обнаружил недостающее эволюционное звено между человекообразными обезьянами и цивилизованным человеком: это мы!» 
Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей, в результате которого были выделены 15 основных присущих им особенностей. Кроме того, Маслоу опубликовал специальные исследования любви и креативности у самоактуализирующихся людей [Леонтьев, 1975]. 
«Создается впечатление, — пишет А. Маслоу, — как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по- разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, — но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может стать». Однако и эта теория, как мы уже отмечали выше, вызвала волну критики.
 Так, Д. А. Леонтьев в своей статье «Развитие идеи самоактуализации в работах Маслоу» отмечает, что первым объектом критики стало само исследование самоактуализирующихся людей, осуществленное А. Маслоу. По мнению многих, это исследование не отвечало критериям научности, в частности критерию повторяемости, и поэтому его нельзя назвать иначе как спекулятивным. 
Особенно резкую критику вызвала субъективность критериев выбора самоактуализирующихся людей. Д. Мак Клелланд, Ш. Бюлер, М. Б. Смит указывают на то, что эти критерии не могут не находиться в прямой связи с системой ценностей самого автора исследования или по меньшей мере культуры, к которой он принадлежит. 
Особую критику вызывало само понятие «самоактуализация». 
Во первых, многие ученые отмечают его эгоцентричность. Последователь А. Адлера X. Ансбахер утверждает, что истинная самоактуализация должна включать в свое определение содействие самоактуализации других. 
Во-вторых, отмечался такой уязвимый аспект теории самоактуализации, как рассмотрение самоактуализации как единственной конечной цели (за исключением уровня Бытия). Самоактуализация, — пишет В. Франкл, — подобно могуществу и наслаждению, относится к классу тех вещей, которые могут быть достигнуты лишь в качестве побочного эффекта и уплывают от нас в той мере, в какой мы делаем их объектом прямой направленности… Самоактуализация происходит спонтанно, она нарушается, когда ее превращают в конечную цель. Конечной же целью, по Франклу, выступает реализация смысла, который, будучи надличностным, имеет при этом посюстороннюю природу. 
Третьим уязвимым аспектом концепций самоактуализации является отождествление позитивного развития человека с максимальным развитием заложенных в него потенций. Как указывает М. Б. Смит, пороки и зло точно так же входят в число человеческих потенций, как и добродетель, специализация — точно так же, как всестороннее развитие. Этику нельзя привязать к биологии, как это пытался сделать Маслоу [Smith, 1974]. 
В. Франкл, также критикуя эту доктрину, названную им «потенциализмом», приводит в качестве примера Сократа, который считал, что он имел все задатки для того, чтобы стать талантливым преступником. Хорошо или плохо, что он не реализовал эти потенции? Франкл говорит о необходимости постоянного принятия решений о том, какие из возможностей, потенций заслуживают реализации, о бремени выбора, лежащем на человеке по этой причине, о примате должного (Gesollte) над возможным (Gekonnte). «Всесторонняя самоактуализация не является ни возможной, ни желательной, — замечает в этой же связи еще один автор.— Некоторые из потенций всегда приносятся в жертву, когда человек выбирает определенный путь в жизни… В процессе своей жизни человеку приходится отказываться от многих возможностей, которые несовместимы с его актуальным образом жизни» [Леонтьев, 1975]. 

Подобная критика теорий самоактуализации не потеряла своей актуальности и сегодня. Мы также постоянно сталкиваемся с подобными замечания со стороны коллег при представлении результатов наших исследований профессиональной самореализации человека. Поэтому считаем необходимым сделать акцент на приведенном выше замечании Франкла о возможной самореализации Сократа, а также эгоцентричности самореализации. Нам также не раз приходилось слышать критику в адрес наших научных положений. Оппоненты приводили в пример самореализацию известных преступников и утверждали, что это тоже можно считать самореализацией человека, но направленной против социума. Подобные замечания заставили нас сделать акцент на созидательном аспекте самореализации и ввести определение «продуктивная» для описания самореализации человека. «Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Жизнь — это и есть вечное созидание», писал Д. С. Лихачев [2006, с. 26]. 
Неоднозначность и сложность исследуемого феномена заставляет нас искать твердую научную платформу объективных методов исследования самореализации человека в профессии. В связи с этим первым делом мы уделяем особое внимание определению базовых понятий «в науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления — термин», писал Д. С. Лихачев [2006, с. 86]. Существует множество понятий, сходных с рассматриваемым нами: саморазвитие, самоопределение, самосовершенствование, самоактуализация. В работах многих авторов их можно встретить как синонимичные. Однако мы предполагаем, что все эти понятия не равнозначны..."

Из монографии Психология самореализации профессионала / Под науч. ред. Е. В. Федосенко — СПб. : Речь, 2011. — 157 с. — (Международные научно-практические семинары Института педагогического образования РАО).

Комментариев нет:

Отправить комментарий