Избранное сообщение

пятница, 26 августа 2016 г.

"ОПЯТЬ ДВОЙКА" ИЛИ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ 

Несколько дней я сидел в первом отделении,
на передней парте, почти вплоть к столу
учителя, — это было нестерпимо, казалось, он
никого не видит, кроме меня; он гнусил все время:
— Песко-ов, перемени рубаху-у! Песко-ов, не вози ногами!
Песков, опять у тебя с обуви луза натекла-а!
Я платил ему за это диким озорством: однажды достал
половину арбузу, выдолбил ее и привязал на нитке к блоку
двери в полутемных сенях. Когда дверь открылась — арбуз
въехал вверх, а когда учитель притворил дверь — арбуз шапкой
сел ему прямо на лысину. Сторож отвел меня с запиской учителя
домой, и я расплатился за эту шалость своей шкурой.

М. Горький «Мои университеты» 


Подростковый возраст традиционно считается трудным не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных заданий перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает количество число неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе (Психология подростка, 2003).
В психологии накоплен достаточно большой опыт работ по изучению слабоуспевающих учащихся, существует немалое количество типологий и классификаций учащихся с проблемами в обучении. Так, в классификации Н. И. Мурачковского [1967, 1977], на наш взгляд наиболее точно отражающей суть проблемы, описано три типа неуспевающих школьников в зависимости от сочетания определенных свойств личности (Мурачковский Н.И.,1967, 1977):
  1. особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью;
  2. направленность личности школьника, определяющая его отношения к учению;
  3. качества самоорганизации школьника.
Деление на типы проводится в зависимости от соотношения первых двух свойств. Третье свойство личности — самоорганизация — по мнению Н. И. Мурачковского, не оказывает влияние на дифференциацию неуспевающих школьников по группам, так как ее отсутствие или недостаточная развитость является общей чертой для всех школьников пятых-восьмых классов, испытывающих трудности в обучении.
Среди ведущих причин неуспеваемости подростков многие авторы выделяют следующие:
​ пониженная обучаемость школьника [Калмыкова З.И., 1982)];
​ недостатки в развитии познавательных процессов [Дубровина И.В., 1988)];
​ педагогическая запущенность [Антонова Г.П., Калмыкова З.И., Кулагина И.Ю., 1986];
​ интеллектуальная пассивность [Орлова Л.В., 1991)];
​ индивидуально-типологические особенности [Акимова М.К., Гуревич К.М., Зархин В.Г., 1984)];
​ отсутствие адекватной мотивации учения [Прихожан А.М., Толстых Н.Н., 1990)].
Как отмечает Н. Л. Москвичева [2003)], 1)недостатки в развитии познавательной
сферы обычно проявляются: в слабой сформированности различных мыслительных операций, в преобладании механического типа запоминания над смысловым, в низкой концентрации и устойчивости внимания, в недостаточном объеме внимания.

2)Интеллектуальная пассивность или, иначе, «умственная лень» [Юркевич В.С., 1980)] отрицательно сказывается на успеваемости, что связано с особенностями учебной деятельности, которая, прежде всего, является познавательным процессом.
Причины интеллектуальной пассивности различны и, очевидно, связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатком обучения и воспитания. Интеллектуальная пассивность оказывается мощным фактором, накладывающим отрицательный отпечаток на активно формирующуюся мотивационно-потребностную сферу личности подростка. В дальнейшем интеллектуальная пассивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, определяет возможности человека в решении различных задач, требующих умственного напряжения и работоспособности.
М. К. Акимова М.К., К. М. Гуревич К.М., В. Г. Зархин В.Г. ([1984)] считают, что причины плохого усвоения знаний не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой 3)генотипические особенности учащихся.
памяти, недостатками в развитии интеллектуальных умений. В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные,
В учебной деятельности присутствует много заданий, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с проявлением силы нервной системы. Учебная деятельность также включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью. Все эти особенности необходимо учитывать при обучении подростков.
4)Низкая мотивация учения является одной из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, что бы «родители не ругали», «отпустили погулять», 
«купили что-нибудь новое» и т. п. Причем учителя и родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей, связанных с карьерой и материальным благополучием. Особенно актуально эта проблема проявляется последние десятилетия, — она связанная с изменениями в жизни нашего общества. Часто для родителей и учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так значимо, что стоит за этими «пятерками», — глубокие знания или фрагментарно, необдуманно выученный материал.
Любопытны причины неуспеваемости, которые выделяет сам подросток [Рабочая книга школьного психолога, 1991)]. Основная причина — отсутствие каких-либо способностей («плохая память», «слабое внимание», «неумение думать» и т. д.). Причем если младшие подростки отмечают, что им «не хватает знаний», что они «не могут учиться»; то старшие подростки жалуются на «лень», «безволие», говорят о своем стремлении улучшить память, внимание, мыслительные возможности.
Говоря о школьной неуспеваемости, нелогично было бы отдельно выделять проблемы школьной неуспеваемости, связанные со школой, как это было принято в предыдущем изложении материала, поэтому сразу перейдем к советам учителям.

Рекомендации педагогам
1.​ Более пристальное внимание обращать на качественную сторону обучения, а не на
количественную. Не возводить оценки в абсолют. Конечно, совет достаточно тривиальный, но скажем себе честно, всегда ли мы следуем ему?
2.​ Старайтесь построить образовательный процесс таким образом, чтобы оценки не были основой рейтинга учащихся. Не афишируйте успеваемость учеников перед всем классом. Однако здесь необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности учащихся,: если ваш ученик имеет демонстративные черты характера, то публичное представление его успехов подстегнет его к дальнейшей успешной учебе.
3.​ Не сравнивайте учеников друг с другом. Лучше сравнить успехи самого ученика, например: « Сегодня ты отвечал значительно лучше, чем на прошлом уроке».
4.​ Учитывайте возрастные особенности учеников при подготовке к уроку. Больше используйте активные методы обучения, урок должен быть интересен ребятам — это очень важно.
5.​ Развивайте познавательные способности учеников.

Влияние семьи на школьную неуспеваемость подростка
      Говоря о школьной неуспеваемости, мы уже затрагивали влияние семьи на эту проблему. Типологические особенности во многом зависят от того, какие природные особенности заложены в ребенке, тут он во многом может быть схож со своими родителями. В связи с этим очень часто у плохо успевающих школьников родители так же не блистали отличной успеваемостью.
Все причины плохой учебы, которые были отмечены выше, конечно же, имеют прямое отношение к родителям подростка.
Интеллектуальная пассивность подростков также может быть спровоцирована семьей. В исследованиях Л. В. Орловой (1991) было проведено изучение компонентов, составляющих познавательный климат семьи. Оказалось, что только 17% интеллектуально пассивных школьников имеют хорошие показатели познавательного климата в семье, а 28% из них — вообще неудовлетворительные. Для последних характерны наличие в семье избыточной поверхностно-развлекательной информации, а также субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.
Советы родителям:
Переходя к советам родителям, приведем рекомендации, которые предлагает профессор М. К. Тутушкина. Субъективные причины неуспеваемости, по мнению автора, могут быть следствием того, что:
1)​ родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;.
2)​ в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры.;
3)​ родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности.;
4)​ в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели.;
5)​ учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка.;
6)​ в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.

Что же можно предпринять, если есть желание улучшить успеваемость ребенка? В случае первых четырех причин, советует автор, остается смириться с тем, что «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Хотя, на наш взгляд, если есть желание изменить положение, то нужно обязательно прикладывать усилия, но начинать надо с себя, с семейных устоев, привычек. В 5-6 случаях можно изменить отношение учителя и педагогического коллектива к Вашему ребенку, а также свое собственное отношение к процессу школьного обучения.
Познавательный интерес к учению и навыки обучения, адаптация к школе развиваются в первых трех классах начальной школы. Если этот момент упущен, то в средних классах (10-–14 лет) можно опираться на поисковую активность в интересах и увлечениях. Это значит, что Ваши переживания по поводу плохой успеваемости временно лучше подавить. Понаблюдать, заметить, чем же ребенок интересуется, к чему склоняется — компьютеру, футболу, каратэ, бабочкам и т. п. Попытаться связать его интерес с одним из школьных предметов (Тутушкина М.К., 2001).

Комментариев нет:

Отправить комментарий