Избранное сообщение

воскресенье, 14 августа 2016 г.

Смотрите все: я плачу или как воспитать и учить истероида?

Индюк проснулся по обыкновению раньше всех…. Разбудил жену и проговорил:
- Ведь я умнее всех? Да?
                 Индюшка спросонья долго кашляла и потом уже ответила:
               - Ах, какой умный… Кхе-кхе! Кто же этого не знает? Кхе…
       - Нет, ты говори прямо: умнее всех? Просто умных птиц достаточно.
А умнее всех – одна, это я…
- Знаешь, мне кажется, что меня мало уважают. Да, совсем мало.
             - Нет, это тебе кажется… Кхе-кхе! – успокаивала его Индюшка…
<…>Индюшке делалось немного обидно, когда другие птицы начинали подсмеиваться
над Индюком и называли его болтуном, пустомелей и ломакой. П
оложим, отчасти они были правы, но найдите птицу без недостатков?
Вот то-то и есть!
Д. Мамин-Сибиряк. «Умнее всех»

Общая характеристика истероидного типа
Истероидные черты нередко проявляются с ранних лет. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других, когда другим уделяют больше внимания.
Взаимодействие с семьей
            Истероидные черты характера проявляются и формируются очень рано обычно уже в детстве. Такие люди любят быть в центре внимания, читать  гостям стихи, танцевать, петь, постоянно быть у всех на виду. С наступлением  пубертатного периода эти черты обостряются. В случае серьезных конфликтов такие подростки могут совершать  демонстративные суициды, рассчитанные на впечатление. Они могут вполне достоверно изображать  страдания, симулировать почти любое заболевание, но только в том случае, если есть  кому это показать или доказать, то есть все рассчитано на зрителей. Для осуществления своих желаний могут разыгрывать целые концерты вплоть до демонстративных суицидальных попыток. Один 14-летний подросток, чтобы получить желаемое закрывался в ванной и резал себе вены под стук в дверь и просьбы родителей открыть дверь. Причем повторял такие «концерты» он неоднократно. Порезы оказывались незначительными, мальчик, по его словам, «контролировал ситуацию». Испуганные родители тут же покупали мальчику желаемое. Они были так напуганы поведением сына, что стоило ему только закрыться в ванной, они тут же кричали, что выполнят любую его просьбу. Очевидно, что такая реакция родителей только провоцировала подростка на такие «концерты».
         Наиболее неблагоприятным типом воспитания при истероидной акцентуации является потворствующая гиперпротекция («кумир семьи»). С детства ребенок растет в атмосфере восхищения и потакания. Такое воспитание рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию. С одной стороны, с детства утверждается желание всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежными становятся высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. С другой стороны, воспитание по типу «кумир семьи» мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижения цели, умения постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими. Как утверждает А.Е. Личко (1983), при истероидной акцентуации потворствующая
гиперпротекция толкает  подростка  на психопатическое развитие по этому же типу. Воспитание по типу «Золушки» также может оказывать деструктивное влияние на личность истероидного подростка. Чтобы обратить на себя внимание родителей, подростки прибегают к непонятным кражам, демонстрируют  интерес к психоактивным веществам, могут совершать суицидальные попытки. Такими действиями истероиды просят обратить на себя внимание, требуют любви и заботы.
           
Советы родителям:
1 Старайтесь реже открыто  восхищаться своим ребенком, не внушайте, что он намного умнее, красивее и т.п. своих друзей, одноклассников.
2. Не обсуждайте людей (ваших знакомых, учителей, друзей вашего ребенка и т.п.) в присутствии подростка.
3. Не прививайте ему чувство исключительности.
4. Реже демонстрируйте достоинства и успехи подростка окружающим.
5. Не потакайте всем капризам подростка. Приостанавливайте его желание иметь самую лучшую и дорогую одежду и прочие вещи.
6. Приучайте сына (дочь) к труду.
7. Никогда не поддавайтесь на  демонстративные истерики подростка, хотя совсем не замечать их, конечно же нельзя. Но подросток не должен получать что-либо таким способом. Если вы твердо это продемонстрируете, то у него отпадет надобность в таких «концертах».
8. Старайтесь придерживаться одной стратегии воспитания у всех членов семьи. Это поможет формированию ответственности, уменьшит эгоцентризм подростка.

Школьные проблемы истероидных подростков
             С самого начала обучения в школе многие истероиды будут хорошо учиться, если постоянно отмечать их успехи перед всем классом. Часто мотивом к учению служит именно желание  выделиться среди других, жажда публичной похвалы.  Например, одна 14-летняя
девочка рассказывала, что больше всего ей нравится тот момент, когда учитель зачитывает оценки за контрольную работу и оказывается, что она единственная получила пятерку. Эта перспектива так радует ее, что она готова часами готовиться к проверочной работе. Конечно, знания  истероидных подростков часто носят поверхностный характер и больше нацелены на демонстрацию перед зрителями, опытный педагог может очень умело использовать эгоцентрическую направленность характера на желание глубоко изучать материал. Часто проблема таких учеников не в низкой успеваемости, а именно в отсутствии прочных,  глубоких знаний. Такие учащиеся могут часто опаздывать, избегают долгой и упорной работы, причем у них есть поразительная способность перепоручать все нудные занятия кому-то другому, выбирая для себя лишь те, которые могут обернуться для них славой и не требуют серьезных усилий. Поэтому учителю необходимо быть требовательными с таким учениками, не позволять им опаздывать, контролировать.  Отсутствие контроля «разбалтывает» истероидов, они могут забросить учебу, удариться в развлечения, которые, кстати сказать, они очень любят, ведь там можно показать себя во всей красе. Учеников с таким характером стоит более требовательно и досконально спрашивать, то есть стараться создать такую ситуацию обучения, когда только глубокое изучение материала позволит отличиться, выделиться среди одноклассников. Однако, главная ошибка педагогов в общении с истероидными подростками – это отсутствии внимания к ученику, а также попытка свергнуть его с  воображаемого пьедестала. Такие действия могут привести к полной потери интереса к предмету и значительно ухудшит ваши взаимоотношения с подростком. Вспоминается история, рассказанная 18-летней девушкой. Училась Марина в школе всегда хорошо, однако стать отличницей никак не получалось, мешала лень, неусидчивость; хотя девочке этого очень хотелось. Знания носили поверхностный характер, материал давался легко, все, что заучивалось только ради оценки, быстро забывалось. Девочка имела ярко ыраженные гуманитарные способности, все ее творческие работы были «с изюминкой». Однако, в старших классах одних природных способностей стало не достаточно, и ее сочинения уже перестали быть предметом самых высоких похвал. Марина вспоминает, что очень прониклась произведением «Гроза» Островского и писала сочинение, как она выразилась «душой»,  глубоко прочувствов душевные муки главной героини, использовала красивые, по ее словам, эпитеты и сравнения. Каково же было разочарование  удивление девушки, когда за сочинение ей поставили тройку. Марина не могла понять, почему так оценили ее работу, рассказала об этом матери, очень переживала. По просьбе девушки, мама пошла в школу. Педагог охарактеризовала работу как посредственную, отметила плохое знание текста, бедность речи. То, что девушка вложила в эту работу частицу своей души, осталось не замеченным для преподавателя. Эта история  навсегда испортила не только отношение ученицы к учителю, но и подорвала у девушки веру в себя, в свои литературные способности. Марина рассказывает, что больше не советовалась с преподавателем и ей было все равно, какую оценку ей поставят. На уроках  литературы она также перестала отвечать, хотя ранее с удовольствием высказывала свою точку зрения. Только на выпускном экзамене, спустя 2 года,  Марина опять поверила в свои силы, вложив всю душу в экзаменационное сочинение по своему любимому произведению «Собачье сердце».  Она получила оценку отлично, и ее работу отметили как самую лучшую. Сейчас девушка учиться на филологическом факультете университета и мечтает стать писателем.
            Однако, очень опасно, когда подросток-истероид  решает, что выделиться среди других можно демонстративным нарушением дисциплины, хамством учителям, сексуальной развязанностью, употреблением модных психоактивных веществ. Истероиды очень легко поддаются влиянию окружающих, особенно, если те будут тешить их самолюбие. Если педагог видит подобные нарушения, необходимо не проводить «политику репрессий», а переориентировать ученика на свою сторону, сделать акцент на его социально приемлемых способностях, поручить ему какое-то внеклассное мероприятие, привлечь к художественной самодеятельности, чтению стихов и т.п.
            Рекомендации педагогам:
1. Подмечайте успехи учеников, но соблюдайте меру, не перехвалите.
2. Акцентируя внимание на успехах ученика-истероида, отметьте, что работы других учеников не были хуже, у каждой была своя «изюминка».
3. Поощряйте выполнение заданий, требующих усилий и длительного времени.
4. Постоянно контролируйте выполнение домашних заданий.
5. Поручайте истероидам подготовку докладов, чтение стихов.
6. Приобщайте к внеклассной работе: подготовке праздников, конкурсов, участие в художественной самодеятельности.
7. Старайтесь публично не критиковать такого подростка, если это и приходится делать, то делайте это очень корректно, начиная с достоинств.
8. При любом удобном случае проводите беседы с учениками, квинтесенция которых – «любой человек  - это неповторимая личность, у каждого есть чему поучиться».






Комментариев нет:

Отправить комментарий