Избранное сообщение

понедельник, 13 февраля 2017 г.

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

Немного о СКАЗКОТЕРАПИИ как методе работы с подростками и не только, о ее функциях,примеры сказок.
"...Сказкотерапия — метод практической коррекции, известный достаточно давно. Всем понятна воспитывающая, нравственная функция сказки.
Метод сказкотерапии очень хорош в плане коррекции и профилактики нравственной сферы учащихся, говоря более мягким языком, терапия сказкой способствует ненавязчивому осознанию подростком своих жизненных проблем, помогает разобраться в нравственных вопросах, определиться с тем, что «хорошо», а что «плохо». При работе со сказкой можно использовать как известные волшебные сказки русских и зарубежных авторов, так и современные сказки, которых в последнее время появилось в специальной литературе значительное множество, причем, многие из них непосредственно отражают подростковые трудности и помогают в их решении. 

Использование сказок в работе психолога может быть очень многогранным. 
Можно анализировать «готовые» сказки, а можно и сочинять их самим. Сочиненная клиентом сказка будет не менее полезна в плане психокоррекционной работы. Подросток не только проявляет свое творчество, но и отражает свои проблемы, пытается найти выход из трудной ситуации, поэтому сказка может иметь несколько функций в психологической практике.


ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Первая функциядиагностическая. Как мы уже отмечали, сочиняя сказку, подросток отражает в ней самого себя, свое Я, свой внутренний мир, систему ценностей, свои проблемы — все это способствует ненавязчивому познанию клиента психологом. Этот метод работы может дать лучшие и более глубокие результаты, нежели классическая тестовая диагностика и беседа. Особенность сказки — метафоричность и иносказание — помогают подростку рассказать то, о чем в прямой беседе, он никогда, может быть, и не поведал бы психологу. А здесь срабатывает элемент игры: «Я же не о себе, это о герое…».
Однако диагностическую функцию может выполнять не только сказка, сочиненная клиентом, но и «готовая» сказка. Здесь возможны различные методы работы. Например, можно попросить подростка рассказать его любимую сказку или спросить, какой сказочный герой был ему наиболее симпатичен в детстве. Также можно предложить, в случае неэффективности первых двух приемов, подростку выбрать среди небольшого (большой объем книги может отбить всякое желание ее даже открывать, не то, что читать!) сборника сказок, заготовленного вами заранее, ту сказку, которая ему наиболее симпатична. Ну а дальше, как говориться, вам и карты в руки, материала для диагностики проблемы будет больше, чем достаточно! 


В качестве небольшого совета, хочется обратить ваше внимание на составление этого небольшого сборника сказок, о котором только что шла речь. Необходимо уделить пристальное внимание его составу; желательно выбрать те сказки, которые наиболее ярко отражают многие жизненные проблемы, сказки с глубоким экзистенциональным смыслом. Так же содержание сказок должно отвечать возрастным особенностям, уровню интеллектуального развития и интересам клиента, то есть они должны быть доступны, понятны, интересны и способствовать дальнейшему развитию его личности. 
Конечно, задача — это не простая, но осуществимая. Для систематизации материала можно сделать тематические сборники сказок, выделив наиболее актуальные проблемы подростков, но для ознакомления клиенту лучше всего предоставлять смешанные сборники, иначе однообразность тематики может быть заметна и вызовет негативную реакцию. Технический вопрос составления такого сборника может решаться достаточно просто. Я в своей работе ксерокопирую, понравившиеся мне произведения и собираю их по темам для себя, для клиента я готовлю смешанные сборники, состав которых может меняться в зависимости от его особенностей.

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА ПРИМЕРА ХОЧЕТСЯ ПРИВЕСТИ ВАМ ДВЕ СКАЗКИ, сочиненные моими студентами-заочниками. Эти сказки были выбраны не случайно, они, на мой взгляд, очень ярко отражают позицию автора, объединены одной тематикой, но абсолютно разные по внутреннему и внешнему мировосприятию. Мне кажется, что эти две сказки могут служить примером использования сказки как инструмента диагностики, хотя изначально сказки писались для психокоррекционной работы с детьми (по заданию преподавателя на психологическом практикуме).
Сказка не имеет названия, ее написала студентка 
«На огромной поляне росла ромашка. Поляна была все время освещена солнцем, дождик часто поливал ее, и все было хорошо вокруг, но ромашка не считала себя счастливой. Кругом было много других цветов, самых разных, но ромашка чувствовала себя одинокой и ненужной. Она думала, что им нет до нее дела, что они не могут понять ее и полюбить, ведь она такая маленькая, простая и скромная. Но однажды ветер донес до ромашки шепот других цветов. Они говорили: «Какая прелестная ромашка, но она такая гордая! Она не хочет разговаривать с нами!» И тогда ромашка поняла, что она не так уж некрасива, но если она будет продолжать так думать о себе, то навсегда останется в одиночестве.


Наверняка, что каждый из нас по-своему поймет смысл этой сказки и, может быть, распознает в ней какие-нибудь свои трудности.

 Автор следующим образом комментирует свое произведение: «В образе этой ромашки себя могут узнать неуверенные в себе люди, у которых присутствует страх к общению с другими из-за каких-либо своих комплексов». 
Сказка неоднозначна, и в ней можно увидеть не только те проблемы, о которых говорит автор, но особенности личности самого автора, его мироощущение и даже возможные комплексы. Особенно интересен, на мой взгляд, здесь комментарий автора сказки о ее предназначении и содержании. Подобные комментарии могут быть очень важны как в диагностической, так и в коррекционной работе. Они дополняют содержание сказки и помогают глубже понять противоречия клиента, заглянуть в его внутренний мир, понять его переживания. Поэтому этот «прием комментария», назовем его таким образом, может быть методическим приемом, который может использоваться при работе со сказкой.
Далее приведем пример второй сказки, которую написала студентка. 
КРАПИВА
В поле росло множество цветов. Среди цветов были: ромашки, васильки, ландыши. Все они поражали своей красотой, яркостью красок. Росла там и Крапива, которая с горечью вздыхала: «Почему у меня нет таких больших лепестков, как у Ромашки; почему у меня нет такого белоснежного цвета, как у Ландыша»? Почему Василек родился таким ярким, а я неприметна..?..» Завидовала она и розе, которая росла в саду, которую поливали и берегли.
По полю прошло множество людей. Они настолько были поражены красотой полевых цветов, что захотели унести их с собой. А розу в саду срезал садовник и поставил в вазу, через несколько дней она умерла. В поле часто ходили люди, срывали цветы, в итоге не осталось никого кроме крапивы. «Может быть, неплохо, что я такая некрасивая и колючая, — подумала крапива, — зато мне никто не сделает больно, никто не будет мне завидовать!»

(Из книги "Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей" Федосенко Е.В., 2008)
О методической работе со сказкой в следующих выпусках.

Записаться на Семинар "Сказкотерапия - новые возможности в работе психолога и педагога". Оставить Заявку 


Комментариев нет:

Отправить комментарий