Избранное сообщение

вторник, 17 января 2017 г.

Когда себя можно назвать профессионалом?  Особенности профессиональных мотивов педагогов России и Испании.

Что думает педагог о своей профессиональной реализации, что считает вершиной своего профессионального роста?
Нами было проведено пилотажное сравнительное исследование педагогов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области и испанских педагогов (города Севилья, Кадис).
Так, около 90% от общей выборки испанских специалистов отмечают, что они еще не самореализовались, не достигли своего пика и находятся на середине пути к вершине профессиональной самореализации.
Около 10% педагогов отмечают, что их пик профессиональной самореализации уже позади, и они чувствуют, что карьера идет на спад, часто это отмечают специалисты, отработавшие более 31 года в педагогике, что вполне объяснимо.
У российских специалистов, еще достаточно молодых (от 45 лет и старше),  в отличие от испанских педагогов  наблюдаются интересная тенденция.
Педагоги считают, что они уже самореализовались, они на пике и им, в принципе, уже учиться и стремиться не к чему, так они уже достигли – должности директора, зама директора или высшей категории. 
Педагоги считают, что будут оставаться на вершине профессиональной самореализации  еще долгие годы  как бы само собой, недооценивая тот факт, что остановка в движении – это чаще всего, откат назад в профессиональном и личностном развитии.

Мотивы испанских и российских педагогов

У испанских коллег мы не увидели подобных результатов.
Можно условно выделить два типа мотивации испанских коллег, находящихся в процессе профессиональной самореализации. Они интересны в сравнительной тенденции
1) к профессиональному развитию, обучения и самореализации через всю жизнь;
2) к профессиональному развитию с целью все большего повышения материального достатка.

В этом плане очень показательны комментарии испанских коллег (данные в конце методики) относительно своей профессиональной самореализации.

Учитывая первый тип мотивации, можно отметить содержательный комментарий Давида (35 лет, учитель иностранного языка): «Самореализация для меня – это процесс, посредствам которого я стремлюсь к достижению моего потенциала как учителя и исследователя. Это постоянное стремление к совершенствованию и оно не иссякает никогда. Являясь человеком, который верит в обучение через всю жизнь, я никогда не остановлюсь на своем пути достижения целей. Хотя, скорее всего вершина, к которой стремлюсь, я не буду ставить ее на недостижимый уровень. Пик моей карьеры (еще не настал) будет, когда я приобрету известность (как преподаватель) на международном уровне. Сейчас я на середине пути к вершине». Девид пишет докторскую диссертацию в Великобритании и его мнение можно на- звать не единичным, а достаточно часто встречающимся у педагогов, стремящихся к личностному и профессиональному росту.
Многие специалисты отмечают написание докторской и получение международной известности как высококлассного продуктивного педагога главной вершиной профессиональной самореализации, к которой они стремятся.
 Среди отечественных специалистов мы не встретили столь ясного понимания и толкования своего уровня профессиональной самореализации, педагоги часто более скудно и формально комментируют свой выбор модели профессиональной самореализации и своего пути, ограничиваясь фразами типа: «Самореализация – это реализация себя в профессии», «реализация себе через работы моих учеников» и т.п., дают социально желательные формальные ответы.
Второй условный тип мотивации испанских коллег можно прокомментировать ясным высказыванием Сергио (34 года):
«Основных моментов особо не могу отметить, так как  работать пошел из-за высокой зарплаты, так как долго на одном месте не работаю (работаю в разных городах), поэтому к микровершинам профессиональной самореализации на графике могу отнести любой переезд в новую школу и повышение заработной платы. Но вне графика они будут иметь для меня одинаковую значимость». Сергио активно посещает курсы повышения квалификации, семинары, конференции, но все это он делает в первую очередь ради повышения материального благосостояния". 




К каким же вершинам, на Ваш взгляд, надо стремиться педагогу? 



По материалам статьи ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ РОССИИ И ИСПАНИИ    Федосенко Е.В. и соавтор
Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 158-161.

Комментариев нет:

Отправить комментарий