Избранное сообщение

среда, 27 июля 2016 г.

Кого брать в Учителя? Ретроспектива. 
Так все же "Кого брать в Учителя", чтобы потом не было мучительно больно. Над этим задумывались во все века и все поколения. В России особенно актуальной эта тема стала во время правления Екатерины II, появились первые труды на эту тему, которое во многом были переводом европейских рукописей с учетом российской специфики.
Приведем короткий свод правил-рекомендаций 17 века, актуальность которых не потеряна и сейчас (мы несколько откорректировали текст с учетом современных параллелей):

1. ОБЪЕКТИВНОСТЬ. Постараться узнать учителя до работы с ним: "...стараться познавать состояние  и способ жизни каждого, дабы не отвергнуть и не возвысить недостойных;
- "по одним догадкам о людях ничего не заключать";
- избегать стремления взять земляка или иностранца, дабы не оказать несправедливости и не причинять худых примеров детям;

2. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. Учителя в большинстве своем должны быть российские. "...ежели по необходимости будут употреблены иноземцы, могут ли они во всем всегда
подавать пример" ученикам своим и быть с ними во всех местах, особенное беспокойство вызывала церковь, т.к. иноземец мог быть иноверцем.

3. СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Всем Учителям, Надзирателям и Приставникам должно быть женатыми". В этих рекомендациях для того времени заложен здравый смысл и даже, не побоимся этого вывода, защита самих учеников. 
Интересно, как поясняли психологическую необходимость учителям быть в браке или вдовцами/вдовами. Как "жены или вдовы более исполнены нежности и соболезнования оказывают при воспитании детей, так и женатые при поручаемых делах исправные и прилежные, в поступках обходительные..."
Приветствовалась и семейная работа - "полезно, когда и мужья учителей употреблены к должностям, ежели способны..."

4.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. "...выбирать людей нрава кроткого, обходительных, не молодых, но еще мужественных лет..." Подобные рекомендации напоминают нам исследования по разработке профессиограммы учителя в 80-е годы (НИИ Профтехобразования, Ленинград), где одна из психологических характеристик педагога звучит как "заниженная самооценка"...
Учитель должен быть примером для подражания - это аксиома, ибо "все наставления бесполезны", когда сами Учителя не станут примером "...честности, скромности, трезвости, кротости и твердости духа".
Учителя должны избегать главных пороков: пьянства и праздности и быть счастливыми, избегать в себе язвительности, находиться всегда в хорошем расположении духа. Доброму расположению духа придавалось особое значение, это очень важное условие, с которыми полностью согласуются и современные психологические исследования. "
"Быть всегда веселу, довольному, смеяться есть прямой способ к развитию людей здоровых, доброго сердца и острого разума".  

5. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ. Особое внимание нашими коллегами почти 3 века тому назад уделялась важнейшей составляющей - четким сводом правил или должностной инструкции. 
Рослин Александр. «Портрет И. И. Бецкого». 1777
"Всякому Учителю, Приставнику, Надзирателю и прочим надобно иметь обстоятельную и подписанную инструкцию":
- инструкции необходимо следовать не только во время непосредственного преподавания наук, но и во всех "разговорах в учтивом и вежливом обращении с учениками";
- для низших чинов, не умеющих читать, предлагалось читать инструкции на собрании вслух, "...дабы безотрицательно каждый знал свою должность";
- инструкция должна отвечать современным требованиям и меняющимся условиям образовательного учреждения, т.к. "...инструкцию от времени до времени дополнять, в совершенство приводить". 
Пока все. Есть почва для размышлений и база для самосовершенствования.  Далее поговорим  о подборе учителей, учитывая возраст ученика и о правилах воспитания и обучения детей. 

По материалам книг царской России 17 и 18 веков. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий